Лишение специального права: к кому применяется, срок лишения, ограничение специального права

1. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, может устанавливаться только КоАП РФ и назначаться:

— в качестве основного административного наказания, за исключением права управления транспортным средством;

— в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания в случае лишения права управления транспортным средством.

2. Административное наказание в виде лишения специального права заключается в запрете физическому лицу, совершившему административное правонарушение, пользоваться в течение определенного срока ранее предоставленным ему специальным правом.

Предоставление специального права осуществляется уполномоченным на то государственным органом в соответствии с установленными правилами.

3. В санкциях статей Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение специального права:

— осуществлять охоту (ч. 2 ст. 7.11, ч. ч. 1, 1.1 — 1.3 ст. 8.37);

— на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 4 ст. 20.8, ч. 3 ст. 20.12);

— управления транспортными средствами (ч. 1.1 ст. 12.1, ч. ч. 2 и 4 ст. 12.2, ч. ч. 3, 4, 5, 6 ст. 12.5, ч. ч. 4, 5 и 7 ст. 12.9, ч. ч. 1 и 3 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.12, ч. ч. 4 и 5 ст. 12.15, ч. ч. 3 и 3.1 ст. 12.16, ч. 2 ст. 12.17, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.24, ч. 2 ст. 12.27);

— управления транспортными средствами (тракторы, самоходные, дорожно-строительные и иные машины и оборудование) (ст. 9.3);

— управления воздушным судном (ч. ч. 1 — 3, 5, 7 ст. 11.5);

— управления судном (ч. ч. 1 и 3 ст. 11.7, ст. 11.9);

— управления маломерным судном (ч. 2 ст. 11.7).

4. Административное наказание в виде лишения специального права устанавливается за:

— однократное грубое либо за систематическое (два и более раз в течение года) нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ;

— уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

5. Положения ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ касаются только физических лиц и не распространяются на юридических лиц.

При этом специальное право должно быть у физического лица на момент совершения административного правонарушения. В случае когда специальное право лицу было предоставлено после совершения административного правонарушения, назначение административного наказания, предусмотренного ст.

3.8 КоАП РФ, за такое административное правонарушение неправомерно, поскольку лицо подлежит лишению ранее предоставленного специального права, т.е. предоставленного до момента совершения административного правонарушения.

6. По общему правилу, закрепленному в ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФ, срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

При этом при назначении физическому лицу данного вида административного наказания размеры срока, на который оно устанавливается, не могут выходить за пределы его нижнего и верхнего размеров, установленных санкцией конкретной статьи. Например, срок лишения права осуществлять охоту в случае нарушения правил охоты, предусматривающих административную ответственность по ч.

Мнение эксперта
Попов Юрий Иванович
Практикующий юрист с 6-летним стажем. Специализация — семейное право. Знает о законе все.

1 ст. 8.37 КоАП РФ, составляет от одного месяца до двух лет, по ч.

1.1 ст. 8.37 КоАП РФ — от одного года до трех лет, по ч.

ч. 1.2 и 1.3 ст.

8.37 КоАП РФ — от одного года до двух лет.

7. Положения ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ применяются только в отношении лиц, пользующихся транспортом в связи с инвалидностью (независимо от ее группы), и содержат запрет на применение к таким лицам административного наказания в виде лишения специального права на управление транспортным средством.

Вместе с тем в данном правиле предусмотрено исключение, отменяющее запрет на применение к лицам, пользующимся транспортом в связи с инвалидностью, административного наказания в виде лишения специального права на управление транспортным средством в следующих случаях:

— управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ст. 12.8);

— повторного нарушения правил движения через железнодорожные пути, выразившегося в пересечении железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезде на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановке или стоянке на железнодорожном переезде (ч. 3 ст.

12.10);

— повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в выезде в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев такого выезда при объезде препятствия (ч. 5 ст. 12.15);

— повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в движении во встречном направлении по дороге с односторонним движением (ч. 3.1 ст. 12.16);

— нарушения Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24);

— невыполнения водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26);

невыполнения обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием и выразившихся:

в оставлении водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27);

в невыполнении требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования (ч. 3 ст.

12.27).

8. Положения ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ содержат запрет на применение меры административного наказания в виде лишения специального права осуществлять охоту к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Вместе с тем данный запрет не применяется в случае осуществления такими лицами охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо в случае осуществления охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты (ч. 1.2 ст.

8.37 КоАП РФ).

9. Для усиления воздействия административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, применяемого в качестве основного наказания, может быть назначено дополнительное административное наказание.

Так, одновременно с лишением права осуществлять охоту может быть назначено дополнительное наказание в виде конфискации орудий охоты (ст. 8.37 КоАП РФ).

10. Лишение специального права назначается только судьей.

Лишение специального права

к содержанию ↑

Виды административных процедур при лишении специального права

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП.

Лишение специального права назначается судьей (ч. 1 ст. 3.8 КоАП). Срок лишения не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Наличие у гражданина специального права подтверждается разрешительными документами, к которым относятся: водительское удостоверение; удостоверение на право управления судном (в том числе маломерным); удостоверение тракториста-машиниста (тракториста); охотничий билет; лицензия на приобретение оружия и патронов к нему или разрешение на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему (см.

соответственно ч. 1, 3,31 ст.

32.6 КоАП).

к содержанию ↑

Содержание правоограничения·

Мнение эксперта
Попов Юрий Иванович
Практикующий юрист с 6-летним стажем. Специализация — семейное право. Знает о законе все.

Административное наказание в виде лишения специального права ограничено сроком до трех лет, по истечении которого правомочия лица должны быть восстановлены (ч. 4 ст.

32.6 КоАП). В этом случае изъятые документы возвращаются.

Таким образом, данное административное наказание представляет собой временное приостановление правомочий нарушителя — физического лица.

КоАП предусматривает три вида лишения специального права: лишение права управления транспортным средством (в том числе и судном внутреннего водного транспорта); лишение права охоты и лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему. Лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств не предусмотрено санкциями статей

Особенной части КоАП, что заведомо исключает и применение этого наказания (ч. 2 ст. 32.6 КоАП).

Органы, исполняющие постановление судьи о лишении специального права, а также порядок исполнения постановления о применении данного административного наказания определены соответственно ст. 32.5, 32.6 КоАП.

Лишение специального права как вид административного наказания необходимо отличать от санкций в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, установленных ст. 20 Федерального закона от 4 мая 2011 г.

№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» применительно к определенным им правонарушениям. Указанные санкции применяются к лицензиату-нарушителю независимо от его привлечения к административной ответственности, установленной КоАП.

Административный арест

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режимов чрезвычайного положения и контртеррористической операции — до 30 суток (см. ст. 20.5, ч. 3 ст. 20.27 КоАП).

Административный арест назначается судьей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП), может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

Административный арест — единственное административное наказание, ограничивающее свободу нарушителя.

Данная мера применяется только при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, исчерпывающий перечень которых указан в ч. 1 ст.

4.3 КоАП; если таковые отсутствуют, должны быть применены иные, не столь обременительные административные наказания. КоАП существенно расширил возможность применения административного наказания в виде административного ареста и ужесточил предусмотренные этим наказанием ограничения.

Административный арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп. Данное административное наказание не может быть применено к должностным лицам правоохранительных органов — ОВД, органов Роснаркоконтроля, пенитенциарных, таможенных органов, должностным лицам системы Государственной противопожарной службы, а также к военнослужащим.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лицо, подвергнутое аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр арестованного лица.

В случаях, установленных Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п.

«а» ст. 3 этого Закона.

По смыслу п. «а», «в» ст.

12, ч. 1 ст.

31 и ч. 2 ст.

33 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения.

При этом время задержания обусловлено истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя. Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г.

№ З-ФКЗ, ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.

20.5 (нарушение требований режима чрезвычайного положения) и ч. 3 ст.

20.27 КоАП (нарушение должностным лицом правового режима контртеррористической операции).

Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. № 35-Φ3 «О противодействии терроризму» контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Статья 3.8 КоАП РФ. Лишение специального права

Новая редакция Ст. 3.8 КоАП РФ

1. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Лишение специального права назначается судьей.

2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

4. Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.2 статьи 8.37 настоящего Кодекса.

к содержанию ↑

Комментарий к Статье 3.8 КоАП РФ

1. Лишение лица, совершившего правонарушение, ранее предоставленного ему специального права при наличии подтверждающих разрешительных документов как мера административной ответственности подразумевает принудительную реализацию (хотя четкое определение в Кодексе отсутствует).

Формулировка «за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом» является условием, при котором государственные органы не только имеют право, но и обязаны привлечь гражданина к административной ответственности, что является материально-административной гарантией привлечения данного лица к административной ответственности.

Реализация данной меры наказания назначается судьей — мировым судьей.

2. Установленный срок лишения не может быть менее одного месяца и более двух лет (с 1 января 2008 г.

— менее одного месяца и более трех лет), что обеспечивает понимание правонарушителем того обстоятельства, что повторное совершение аналогичного правонарушения вновь повлечет неприятные последствия, а с другой стороны, правонарушитель не лишается надежды вновь получить утраченное право и осуществлять практическую его реализацию.

3. В качестве исключения из общего правила в соответствии с принципом гуманизма лишение специального права не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, что не подразумевает освобождения его от административной ответственности.

Однако управление транспортным средством в состоянии опьянения, уклонение от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, оставление указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, управомочивает федеральные исполнительные органы (должностных лиц) привлечь это лицо к ответственности и обеспечивает условия для вынесения судебного решения и применения в виде меры административной ответственности данного вида наказания в соответствии с частями 1 и 3 статьи 12.8, статьей 12.26, частью 2 статьи 12.27 (см. комментарии к указанным статьям).

4. Также государство гарантирует лицам, для которых, например, охота является основным законным источником средств к существованию, что лишение специального права в виде права охоты не будет к ним применено, однако это не означает освобождения данной категории лиц от административной ответственности.

5. Различаются следующие виды лишения прав: охоты (ч.

1 ст. 8.37 КоАП); лишение права управления транспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст.

9.3 КоАП); лишение права управления воздушным судном (ст. 11.5 КоАП); лишение права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст.

11.7 КоАП и др.); управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8 КоАП) и др.

6. Органы, исполняющие постановление судьи о лишении специального права, а также порядок исполнения постановления о применении данного административного наказания определены соответственно ст. 32.5, 32.6 КоАП (см. комментарии к указанным статьям).

к содержанию ↑

Другой комментарий к Ст. 3.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Из смысла и содержания этой статьи вытекает два вида запрета: лишение права управления транспортными средствами и лишение права охоты.

В данной статье в отличие от прежнего КоАП РФ не предусмотрено лишение специального права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Данный вид административного наказания значительно ограничивает возможности тех правонарушителей, которые своими противоправными действиями могут нанести вред и ущерб безопасности, здоровью, жизни отдельных граждан. Особенно это касается права на управление транспортным средством.

Транспортное средство является источником повышенной опасности, требует определенных навыков вождения, знания правил дорожного движения, достижения определенного возраста, соответствующего состояния здоровья.

Применение лишения специального права управления влечет за собой запрет заниматься определенной деятельностью: для водителя-профессионала — запрет работать по специальности, а для водителя-любителя — запрет управлять принадлежащим ему транспортным средством. Лишение права охоты означает запрет заниматься охотой.

Мнение эксперта
Попов Юрий Иванович
Практикующий юрист с 6-летним стажем. Специализация — семейное право. Знает о законе все.

2. Основанием назначения данного вида наказания является прямое установление его в санкциях Особенной части КоАП РФ и только в качестве основного административного наказания.

Так, административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством устанавливается за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст.12.8); превышение установленной скорости (ст.12.9); нарушение правил движения через железнодорожные пути (ст.12.10); нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ст.12.15) и др.

3. Лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Указанные критерии характеризуют не только объективную сторону административного правонарушения, но и указывают на применение данного наказания в исключительных случаях.

4. Ранее право налагать административное наказание в виде лишения специального права относилось к компетенции различных надзорных органов. Теперь лишение специального права назначается судьей.

5. Как и прежде, срок лишения специального права имеет относительно-определенный характер и назначается в пределах санкций статей Особенной части.

Например, превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час может повлечь лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев (ст.12.9). Однако изменились общие минимальные и максимальные их временные границы.

Минимальный срок лишения специального права не может быть менее одного месяца, а максимальный — более двух лет.

6. По смыслу данной статьи лишение специального права применяется к физическим лицам. Ее предписания предусматривают следующие ограничения применения лишения специального права:

лишение специального права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся;

лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Статья 6.8. Лишение специального права

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом.

Лишение специального права устанавливается на срок от трех месяцев до трех лет.

Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к физическому лицу, которое пользуется этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, или употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Лишение специального права – не часто используемое административное взыскание. К специальным правам, предоставленным гражданам в рассматриваемом смысле, относятся:

Ø право на управление транспортным средством;

Лишение только этих прав в КоАП рассматривается как административное взыскание. Чтобы возникло право на управление транспортным средством и на охоту, требуется издание специального индивидуального правового акта, которым оно предоставляется конкретному лицу.

Лишение специального права является временным ограничением правосубъектности гражданина в административном порядке за административные правонарушения. Специальные права предоставляются не для того, чтобы их использовали с нарушением соответствующих правил, связанных с реализацией этих прав.

Законодатель такие нарушения возвел в ранг административных и установил административную ответственность в виде штрафа и (или) лишения права на управление автотранспортными средствами или на охоту. Подобные меры принудительного воздействия могут применяться только к лицам, получившим рассматриваемые права.

Если лицо использует предоставленное ему право не в пределах дозволенного, злоупотребляет им, то уполномоченный орган государственного управления, суд вправе на время лишить его этого права.

По КоАП предусмотрено лишение специального права за 14 видов правонарушений:

ü 2 нарушения правил охоты (ч. 1, 2 ст. 15.37);

ü 2 правонарушения, связанные с оружием, – стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы из такого оружия (ст. 17.2), повторное совершение деяния в течение года после наложения административного взыскания за нарушение правил учета, хранения, использования, перевозки или пересылки огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывоопасных, легковоспламеняющихся, едких веществ или пиротехнических изделий (ч.

2 ст. 23.48);

ü 10 видов нарушений Правил дорожного движения. К подобным нарушениям относятся превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от 20 до 30 км/ч, а также более чем на 30 км/ч, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ч.

4 ст. 18.13); нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил расположения транспортного средства на проезжей части, обгона либо выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено Правилами дорожного движения (ч.

Мнение эксперта
Попов Юрий Иванович
Практикующий юрист с 6-летним стажем. Специализация — семейное право. Знает о законе все.

3 ст. 18.14); невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения по обеспечению беспрепятственного проезда транспортного средства оперативного назначения (ч.

5 ст. 18.14); участие лица, управляющего транспортным средством, в групповом передвижении транспортных средств, создающем угрозу безопасности движения (ч.

8 ст. 18.14); действия, предусмотренные ч.

1–8 ст. 18.14, повлекшие создание аварийной обстановки (ч.

9 ст. 18.14); управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно уклонение от прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (ч.

1 ст. 18.16); нарушения Правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, предусмотренные ст.

18.12–18.15, повлекшие причинение легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества (ч. 1 ст.

18.17); совершение лицом, управляющим транспортным средством, иного нарушения Правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных ст. 18.12–18.15, повлекшего последствия, указанные в ч.

1 ст. 18.17 (ч.

3 ст. 18.17); оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, либо употребление алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольно опьянения (ч.

4 ст. 18.17); невыполнение лицом, управляющим тРанспортным средством, неоднократных требований работника Милиции об остановке транспортного средства (ч.

2 ст. 18.21).

№ 29. Конфискация как мера административной ответственности: сущность, основания, применение

По действующему КоАП РБ конфискация делится на два вида:

1.общую;

2.специальную.

Общая конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение. В случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, конфискации подлежат также предмет административного правонарушения, орудия и средства совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) они находятся.

Специальная конфискация применяется независимо от назначенного административного взыскания либо освобождения лица от административной ответственности применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.

Специальная конфискация отличается от общей лишь тем, что конфискации подлежат вещи (предметы, орудия) иного статуса. Такие вещи или изъяты из оборота, или являются незаконными орудиями охоты и добычи рыб и других водных животных и при этом изъяты в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.

№ 30. Наложение административного взыскания: общие положения, общие правила, учитываемые при наложении взыскания

Наложение административного взыскания обусловлено совершением административного правонарушения. Именно оно вызывает необходимость применения административного взыскания.

В ч. 5 ст. 4.2 КоАП установлено: «Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности».

Такая категоричность не означает, что за каждое совершенное правонарушение обязательно должно следовать наложение административного взыскания. Закон предусматривает и возможность освобождения от административной ответственности (наложения административного взыскания).

Наложить административное взыскание – это означает назначить, установить, определить вид и точный его размер, которого заслуживает, по мнению компетентного органа (должностного лица), виновное лицо.

Назначается взыскание в постановлении (решении) органа (должностного лица), вынесенном по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.

Наложение административного взыскания является важнейшим и наиболее сложным моментом в деятельности органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дело об административном правонарушении, поэтому к нему следует относиться со всей ответственностью, ведь достичь целей административной ответственности возможно только при обоснованном и справедливом наложении наказания виновному лицу.

Наложение взыскания не является простым перенесением его и санкции в постановление по делу. Так поступать практически невозможно, ибо нормы, устанавливая общие меры административной ответственности, в большинстве своем являются относительно определенными и нередко альтернативными, т. е. содержащими несколько видов административных взысканий.

Компетентному органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дела об административном правонарушении, предоставлено право по своему усмотрению:

1)избрать вид административного взыскания для наложения на виновное лицо;

2)определить его точный размер.

Однако подобное усмотрение не может быть произвольным, его следует обосновать. Такое обоснование должно соответствовать определенным правилам, установленным в законе.

Существует целая система правил, которые должны учитываться при определении административного взыскания. Основные из них установлены в гл.

7 КоАП «Наложение административного взыскания». К ним относятся:

1.общие правила наложения административного взыскания;

2.обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;

3.наложение административного взыскания при множественности правонарушений;

4.исчисление срока административного взыскания;

5.сроки наложения административного взыскания;

6.срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию;

7.возложение обязанности возместить причиненный вред.

Исполнение постановления о лишении специального права

к содержанию ↑

1.Понятие лишения специального права

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей.

В соответствии с КоАП РФ лишение специального права, предоставленного гражданину, применяется в отношении:

  • права управления транспортными средствами;
  • права охоты;
  • права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.
Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением следующих случаев:
• управления транспортным средством в состоянии опьянения;
• уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
• оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

к содержанию ↑

2.Органы, исполняющие постановление о лишении специального права

В систему органов, исполняющих постановление о лишении специального права, входят:
• органы внутренних дел (должностные лица исполняют постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники);
• органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники (должностные лица исполняют постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники);
• органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил пользования судами, в том числе маломерными (должностные лица исполняют постановление судьи о лишении права управления судном, в том числе маломерным);
• органы, осуществляющие государственный надзор за связью (должностные лица исполняют постановление судьи о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств);
• органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил охоты (должностные лица исполняют постановление судьи о лишении права охоты).

Автор статьи
Попов Юрий Иванович
Практикующий юрист с 6-летним стажем. Специализация — семейное право. Знает о законе все.
Следующая
СрокиКассационная жалоба по гражданскому делу: срок подачи, как проходит кассационный суд, срок обжалования, порядок подачи, пример

Добавить комментарий

Adblock
detector